?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мне так жаль, что я не прочла этого раньше. Было бы меньше поводов себя грызть.
Прочтите, может кому-то поможет избежать моих ошибок.


"Как общаться с пожилыми родителями: 10 простых правил
Саша Галицкий — художник и арт-терапевт из Израиля. Последние 15 лет он ведет студии деревянной скульптуры и рисунка для людей в возрасте от 70 до 100 лет. Недавно Галицкий провел мастер-класс в Москве и рассказал, как общаться с очень пожилыми родителями, бабушками и дедушками.
Не ждать удовольствия от общения

Если вы не будете ждать удовольствия от взаимодействия с пожилыми родственниками, вероятность, что вы его все же получите, повышается. Удовольствие можно получить от себя. Например: если меня ждет тяжелый разговор с родителем, я должен удержаться от собственного гнева. Одну секунду мне будет тяжело, а все остальное время я буду получать удовольствие от того, что сдержался. Это такая детская игра, которая называется «слабо»: Слабо удержаться? Слабо не злиться?

Я работаю с пожилыми людьми последние 15 лет. Когда они начинают меня есть, я стараюсь сдерживаться, а потом понимаю, что обижаться не на кого: это не просто наши родители, это мы с вами через 20, 30, 40 лет.

Рулить

Мы привыкли, что родители управляют нами. Они сильные люди, и совет дадут, и помогут. Но вдруг наступает момент, когда нужно взять руль на себя: теперь ты сильный и должен управлять ситуацией.

Они хотят, чтобы мы были успешными. Если я прихожу к родителям и начинаю жаловаться, они уже не могут ничем мне помочь. Поэтому я разделил две правды: есть правда хорошая и есть правда, которую им лучше не знать никогда. Наше благополучие — залог их успеха, об этом нужно все время помнить.

Не пытаться их менять

Когда мы были маленькими, взрослые здорово поели нам мозг рассказами о соседском мальчике, который лучше учится и слушается родителей. Когда они становятся пожилыми, мы начинаем отвечать им тем же: «Смотри, соседка каждый день гуляет, а ты целыми днями дома сидишь». Мы пытаемся их исправить, хотя нужно принимать их такими, какие они есть.

Не нужно пытаться в них что-то впихнуть, они уже не подлежат модернизации. Мы можем их только принять. Если человек курил до 80 лет, скорее всего, он уже не бросит. Как шутит один мой подопечный: «Я делаю дыхательные упражнения, пока сигареты не кончатся».
Знать их «технические характеристики»

Нужно абсолютно точно знать, с кем мы имеем дело. Надо понять, что такое человек не видящий, не слышащий, не могущий встать. Чтобы понять, что такое слепой человек, попробуйте очутиться на его месте: хотя бы порисуйте в темноте.

Наши старшие родственники каждый день видят, как уменьшаются их возможности. На мои уроки приходит суперуспешный человек 80 с чем-то лет — в прошлом бизнесмен, создатель сети магазинов в Израиле. Он подходит ко мне со слезами и спрашивает: «Ты мне поможешь?» Он страдает из-за постоянного уменьшения своих сил.

Они борются со стрессом. Один из моих учеников носит на спине устройство вроде металлической раскладушки, с которой он ходит весь день и которая держит ему позвоночник. На ночь он эту конструкцию снимает, но поворачиваться ему уже нельзя.

Другой мой подопечный однажды спросил, может ли он сидеть не справа, а слева от соседа. Оказалось, ему не нравится, как сосед поет. Когда я спросил, какая разница, с какой стороны сидеть, он ответил: «Правым ухом я уже не слышу». Нам нужно пытаться понимать и учитывать эти вещи.

Представьте на минуточку, что ваши родители постепенно переводят свой режим из автопилота на ручное управление. Они начинают пить таблетки по часам. Средняя продолжительность жизни сейчас — 80 лет. 5 из них человек болен и пару лет он нуждается в помощи. Нужно просто принять это и понять: окей, это нормальная история, плата за долгую жизнь.

Не вступать в конфликт

Я этому сам долго учился. Есть бронебойный снаряд, который пробивает любую шкуру: «Я в твоем возрасте был, а ты в моем — еще нет». И это действительно так.

Агрессия пожилых людей приходит от неудовлетворенности собой. Когда ты принимаешь причину агрессии, когда ты улыбаешься пожилому родственнику и не отвечаешь на его выпады, агрессия спадает. Если ответил — пропал.

Конечно, нужно уметь менять темы разговора, менять вектор. Попробуйте, например, в спокойной ситуации в разговоре с родителями взять и поменять тему. Это упражнение поможет вам в ситуации конфликта.

Сострадать, но не жалеть

Сострадание — очень важная вещь. Причем нужно различать сострадание и жалость — это небо и земля. Жалость обезоруживает нас: жалея человека, мы, как правило, ничем не можем ему помочь. А сострадание может быть разным, в том числе циничным или деятельным.

Не спорить

Есть много моментов, когда очень хочется ответить. Одна из моих учениц заставила меня купить тяжеленную доску, мы два года выпиливали из нее скульптуру. Она потом жаловалась на меня всем: смотри, какую тяжелую работу он мне дал. Я все это слышал и не отвечал. Я не могу напомнить ей: «Ты меня об этом просила», — она этого просто не помнит. Когда ты понимаешь, с кем имеешь дело, все становится гораздо проще. Ты получаешь отрицательную энергию, перерабатываешь ее в себе и отдаешь положительную.

Управлять впечатлениями

Когда мы молоды, у нас очень много впечатлений, а с возрастом их становится все меньше. Все, что отвлекает пожилых от невеселого образа жизни, очень важно. Они сидят перед домами на скамейках и обсуждают соседей именно потому, что им не хватает впечатлений.

Когда мы касаемся темы о том, как уберечь стариков от мошенников, все советы связаны с укреплением обороны: поставить железную дверь, камеру, запретить им подходить к двери. На самом деле ответ очень простой: их надо занять.

Нужно приглядываться к человеку, подсовывать ему что-то. Если хочешь, чтобы старик рано ушел, просто посади его на стул и начни сдувать пыль — долго не просидит. Тетя моя, например, любила перепечатывать стихи Пушкина на старом компьютере. Или другая моя знакомая — 80-летняя бабушка — уже не слышит ничего, зато плавает пятью стилями в бассейне. Хорошо, когда есть общение с внуками — главное, чтобы внукам это не навредило.

Ко мне приходят ученики и говорят: как быстро время прошло, я и не заметил. Ежедневно приходят 40 человек. Когда начинается интеракция между ними — это тоже обмен впечатлениями. Они обсуждают и меня — это нормально. Один из подопечных мне сказал: «Ты для меня как две рюмки водки».

Впечатления бывают разные, не всегда хорошие. Однажды мои клиенты выволокли стулья на балкон и смотрели, как человека вылавливают из бассейна и увозят на скорой, — это тоже впечатление. Мы можем постараться сделать так, чтобы впечатления были только хорошие, но мы не всесильны."

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
rider3099
Jan. 11th, 2017 10:59 pm (UTC)
Очень правильные советы
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:43 am (UTC)
ну да!
Natalia Ganitseva
Jan. 11th, 2017 11:15 pm (UTC)
Все так. Увы.
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:43 am (UTC)
да, Наташенька, все довольно печально!
(Deleted comment)
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:45 am (UTC)
как это было с родителями и бабушками и дедушками?
kosolobik
Jan. 11th, 2017 11:44 pm (UTC)
Это всем нужные инструкции! Потому что даже если уже и нет родителей, всё равно есть престарелые родственники и соседи и хорошо обо всём этом знать, чтобы лучше их понимать. Потому что если нам повезёт, мы тоже такими будем и хорошо, если рядом будут понимающие люди:)
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:44 am (UTC)
мы надеемся, что будут. А что получится, посмотрим.
kosolobik
Jan. 11th, 2017 11:45 pm (UTC)
Это всем нужные инструкции! Потому что даже если уже и нет родителей, всё равно есть престарелые родственники и соседи и хорошо обо всём этом знать, чтобы лучше их понимать. Потому что если нам повезёт, мы тоже такими будем и хорошо, если рядом будут понимающие люди:)
zanzam
Jan. 12th, 2017 01:57 am (UTC)
Спасибо, Кира, это важно.
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:44 am (UTC)
Жанночка, меня эта тема просто поедом ест...
lena_yarosh
Jan. 12th, 2017 05:08 am (UTC)
Да, всё так, но как же тяжело иногда сдерживать раздражение или досаду! И это при всей любви и благодарности к...
sbforever2009
Jan. 12th, 2017 05:11 am (UTC)
ее сдерживать невозможно, в том-то и дело. Просто, когда старики уходят, мы вспоминаем, как мы раздражались. Хорошо бы свести это к какому-то минимуму.
martishka
Jan. 12th, 2017 06:07 am (UTC)

До чертиков сложно...

sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:45 am (UTC)
да. Увы, но это жизнь.
sharanskay
Jan. 12th, 2017 07:14 am (UTC)
все так и есть, и нас это же ждет
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:45 am (UTC)
с родителями такого нет?
(no subject) - sharanskay - Jan. 13th, 2017 06:47 am (UTC) - Expand
kseniapo
Jan. 12th, 2017 08:29 am (UTC)
Я это прочла и поняла, что я еще молодая, потому как пока сама управляю и работаю со своей старостью. Спасибо, Кира.
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:46 am (UTC)
а с родителями как было?
(no subject) - kseniapo - Jan. 13th, 2017 09:46 am (UTC) - Expand
natali_gold
Jan. 12th, 2017 09:12 am (UTC)
Полезные советы общения не только с пожилыми людьми:)
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:46 am (UTC)
да.да!
sportloto
Jan. 12th, 2017 09:16 am (UTC)
Вот прочти я это лет десять назад, было бы лучше. С другой стороны, может, не поверила бы. А так пришлось дойти самой. И прямо очень поддерживаю написанное.
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:47 am (UTC)
Скажи, мы какие-то идиоты. Пока сами не стукнемся лбом о стену, не понимаем. Почему так?
bergberg
Jan. 12th, 2017 09:16 am (UTC)
Тема сложная... Что меня напрягает - это то, что в отношениях "взрослые дети - родители" люди часто упускают общечеловеческие принципы общения. Уважение заменяется любовью. Но любовь - чувство эгоистичное, направленое прежде всего на себя, а не на партнера. А дети и родители - они тоже партнеры. Вот недавно у себя рекомендовала книгу В. Токаревой "Террор любовью" - вся книга про это. Любить своего ребена и уважать его как личность - вещи суть разные. И уважение в процессе - важнее. Большинство родителей этого не понимает, как мне кажется.
У меня сложные отношения с мамой. Только в возрасте 50+ я посмела с ней заговорить о том, что мне нужно ее уважение. Я взрослая тетка, я жизнь прожила так, как я считаю нужным, а не так, как она велит. И хочу, чтобы мои принципы уважали, особенно находясь в моем доме. Когда я впервые маман это сказала, она на меня посмотрела как на придурка. И продолжила учить меня кашу варить жить.
Там, где есть уважение между родителями и детьми - многих возрастных проблем удается избежать. Я знаю такие семьи, где взрослые дети и родители - добрые друзья, помогают друг-другу прежде всего советом, участием, моральной поддержкой. Там и возратных проблем будет в разы меньше. Конечно, болезнь не щадит никого. Но если на подкорке записано, что ребенок - это отдельно стоящая личность во-первых, и мальчик для битья помощник во-вторых, проблем будет меньше.
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:54 am (UTC)
у меня все было максимально сложно. У бабушки был Альцгеймер. Мне было 19 лет. Вчетвером мы жили в 2-х комнатной хрущобе. Бабушка по ночам бродила и била палкой в стекла. Все ручки дверей, были сама понимаешь в чем... охх... Я на нее кричала, когда мыла. Она уже ничего не понимала, не где она, ни кто она. А мне тупо хотелось спать, гулять и надо было сдавать сессию.
Господи, как же мне теперь стыдно.
Потом, с моим папой, с которым были безумно сложные отношения, история повторилась вновь. Он болел все тем же Альцгеймером. 10 лет. У меня не хватало денег, я работала на трех работах. А когда он умер, казалось бы, должно было стать легче. Но, во мне что-то сломалось...Легче не стало. Стало плохо. Очень плохо.
Вот, такие пироги.
(no subject) - bergberg - Jan. 13th, 2017 08:05 am (UTC) - Expand
vincenati
Jan. 12th, 2017 06:06 pm (UTC)

Это очень трудно видеть, что любимые меняются. Наверное неприятие этого и вызывает раздражение.

sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:47 am (UTC)
так и мы меняемся, мы просто не можем этого осознать.
aleksandrsp
Jan. 12th, 2017 06:24 pm (UTC)
Б.г миловал.
Спасибо 10000000 раз
Папе 90 в следующем месяце, но голова совершенно трезвая
Если что-то надо, то это он мне напоминает
Машину сам отдал этим летом, когда плохо себя чувствовал, сейчас, я думаю, не отдал бы :)
Поговорить можем на любые темы без всяких скидок на возраст
Сам себе всё готовит и при этом такие разносолы, что мы только диву даёмся
Единственное что - зубы, не можем ему сделать такие, чтобы не натирали и он мог есть твёрдое/жёсткое

тьфу, тьфу, тьфу
sbforever2009
Jan. 13th, 2017 06:48 am (UTC)
ттт, как же вам с папой повезло! Жму обоим руки!
(no subject) - aleksandrsp - Jan. 13th, 2017 02:39 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

deafult pic
sbforever2009
sbforever2009

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek