?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Женщина в золотом

Вытаскиваю на свет Божий свой старый пост, аж от 2012 года. Назывался он "Страсти по Адели"...

Делюсь прекрасным, совсем недавно, в этом году, вышел фильм: "Женщина в золотом" - по этой ссылке его можно посмотреть совершенно бесплатно, то есть даром:)


Посвящается Летчегу, который терпит мои долгие, выматывающие душу, шатания по музеям и моей френдессе Татьяне, составившей нам чудесную компанию в Neue Gallery в Нью-Йорке.

Наверное, у меня провалы в памяти. Не могу вспомнить, что висело на стенах в больницах и поликлиниках в Питере. Айвазовский "Девятый вал", Шишкин "Утро в сосновом лесу", может "Сирень в корзине" Кончаловского, про которую в скобках пишут "Героическая"? Всё забыла. Перед глазами смутные воспоминания о грязно-белых стенах, желтой звенящей плитке на полу, запахах лекарств и боли.

В Америке в медицинских заведениях жалуют европейских импрессионистов. Прудов с лилиями Моне, розовощеких девочек Ренуара, турбулентности Ван Гога - не счесть. Но бывают варианты более авангардные. Лежишь, например на гинекологическом кресле в соответствующей позе, поднимаешь глаза, и бац, на тебя смотрит "Крик" экспрессиониста Мунка. Ладно, я человек привычный, Мунка люблю, помню, что Эдвард страдал от маниакально-депрессивного психоза, и вообще написать такую работу в 29 лет, это очень сильно, может психоз-то и виноват :). Ну а если, кто-то испугается, и навернется с тем самым "криком" с пыточного кресла? :). Это же медучреждение всё-таки, а не что-нибудь.


Но больше всего в Новом Свете, любят и уважают вот этого шкодливого лысоватого мужичка с кошкой на руках, на фотографии слева. Его знаменитый "Поцелуй" везде и всюду, смотрит на нас с открыток, шарфов, платков и сумок. Оригинал находится в Венском Бельведере. Но картина настолько популярна в Америке, что растиражирована по самое "не хочу". 

Конечно же это Густав Климт - австрийский художник, один из основоположников Венского сецессиона и модерна в австрийской живописи.  Рисовальщик сумевший совместить живопись и декор, в той равной мере, что становится непонятным, что важнее творцу, сам рисунок или красота золотых узоров на его сказочно-волшебных картинах.


[Читать дальше...]



Густав Климт, как сказала бы Маргарита Павловна из "Покровских ворот",  был эротоман. Рисовал он почти исключительно женское тело и именно в нем находил вдохновение и смысл. Все его картины просто дышат эротизмом и сексуальностью.

Художник никогда не был женат, но у него были многочисленные романы. Ему приписывают от трех до сорока внебрачных детей(!).

В его наиболее длительных и близких отношениях с женщиной секс, возможно, вообще отсутствовал по мнению биографов. Непонятно, как наличие детей и отсутствие секса могут не противоречить друг другу, но отставим это на совести исследователей творчества Климта :).

Доподлинно известно, что оригинал Густав требовал, чтобы каждая его любимая женщина, всегда носила платье, сшитое по его эскизам.

Слева художник запечатлен вместе с Эмилией Флюге,  в начале 1890-х, самой большой его привязанностью. Дама, естесственно позирует в оригинальном климтовском платье. Это сейчас одежда с фотографии смотрится хипповой, a представляете, какое впечатление это производило в конце 19-го века? А по улице в таком виде пройтись? То-то.



В российских музеях Климта нет. Может и есть, просто я об этом не знаю. В детстве  и юности "Поцелуй" мне казался самым точным олицетворением любви и страсти, наверное, это так и есть. Пять лет назад мы съездили в Вену, я насмотрелась на Климта и, наконец, увидела тот самый "Поцелуй", так запавший в мою голову много лет назад. Надо сказать, что вживую он еще лучше, чем на репродукциях :).

И вдруг, с другой, чуть менее прославленной картиной "Портрет Адели Блох-Бауэр I", созданной Климтом в его знаменитый "золотой период", произошла совершенно замечательная история, которая послужила поводом путешествия шедевра в Калифорнию. На портрете изображена Адель Блох-Бауэр (1881—1925), дочь генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра, в возрасте 26 лет. В 1899 г. в возрасте 18 лет она вышла замуж за значительно более зрелого по возрасту Фердинанда Блоха. Они принадлежали к избранному слою крупной еврейской буржуазии периода Fin de siècle. В салоне Фердинанда и Адели Блох-Бауэр собирались живописцы, писатели и социал-демократические политики.

Мария Альтман, племянница Адели Блох-Бауэр и наследница полотна, описывала свою тётку как

« Страдающей, постоянно страдающая головной болью, курящей как паровоз, ужасно нежная и тёмная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная »


В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил также и Густав Климт, которого с 1899 г. связывала дружба с Аделью Блох-Бауэр. Уже в 1901 г. Климт написал «Юдифь I», полуакт, изображающий библейскую Юдифь. Моделью послужила сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. В 1909 г. была создана «Юдифь II» — и на этом полотне, весьма вероятно, изображена Адель.

Как и следовало предположить между моделью и художником разыгрался настоящий роман-страсть.

Только еврейский ум может придумать наказание обидчику, избрав для этой цели самого… неприятеля, причинившего ему зло. Ум, в котором созревал план мести, принадлежал предпринимателю Фердинанду Блох-Бауэру, а «обидчиком» выступил Густав Климт, не устоявший перед чарами обворожительной жены богатея – Адели.

Этот роман уже давно обсуждался в столице, но речи о разводе, а тем более банальном физическом наказании для влюбленных, быть не могло. Отношения художника и Адели должны прекратиться естественными путями, но Блох-Бауэр рассудил, что должен ускорить события, а заодно и извлечь выгоду из этой неприятной истории, ведь в названии картины будет звучать его фамилия.

Климту постоянно требовались новые отношения с женщинами, без этого «наркотика» он не мог не то что творить, но и просто существовать, поэтому заказав портрет жены, промышленник рассчитывал на неминуемое пресыщение любовников друг другом, которое наступит во время работы над полотном. Сумма контракта за работу ошеломила художника, и на протяжении четырех лет он работал над произведением, предварительно выполнив около ста эскизов.


В 1903 г. Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на портрет его жены. В последующие годы художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 г. смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель».



На создание шедевра золотой Адели у Климта ушло четыре года. Любовник осточертели другу други до за это время до предела, как и задумывал прозорливый муж.

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме.  До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 гг. — в австрийской государственной галерее.

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее. При оглашении завещания её муж согласился выполнить волю покойной.

Когда после аншлюса 12—13 марта 1938 года Австрия стала частью Третьего рейха, Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию, опасаясь преследования евреев. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии. В его летней резиденции Фердинанда Блох-Бауэра после аннексии Чехословакии жил Райнхард Гейдрих. Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 г. в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.

Его состояние и собрание живописи было экспроприировано нацистами. В 1941 г. австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I». Поскольку у семьи Блох-Бауэр не было детей, то своими наследниками Фердинанд Блох-Бауэр назначил детей своего брата — Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

В 1998 г. в Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путём произведения искусства попали в их фонды. Один из журналистов, изучавших музейные архивы, информировал Марию Альтман об обстоятельствах приобретения картин Климта австрийским государственным музеем. В 2005 г. после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» картины были переданы законным владельцам. Процесс длился более пятнадцати лет и финасировался известным любителем Климта - Рональдом Лаудером.

После того как Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что Рональд Лаудер приобрел «Портрет Адели Блох-Бауэр I» за 135 млн долларов. Реальная цена полотна значительно больше. Меценат решил показать свое приобретение миру и 14 февраля 2006 г. оно было привезено в  Лос-Анджелес. Собственно туда, где и жила Мария Альтман, аж с 1942 года, причём в очень стесненных обстоятельствах и в съемной квартире.

Тогда-то мы и побежали в LACMA смотреть за Золотую Адель, никто не знал, что будет с легендарной картиной дальше. Лаудер запросто мог повесить ее в своей спальне и никогда не показывать миру. Выглядела Адель невероятно, очень бледное, почти серое лицо, огромные глаза, воспаленно-красные губы, печальные изломы линий в стиле арт-нуво, и вдруг на фоне этой болезненной томности бешеный взрыв золотого цвета. Невозможно оторваться....

 К счастью, "Золотую Адель" теперь может увидеть каждый. Портрет находится в основанной Лаудером Новой галерее в Нью-Йорке. Место совершенно уникальное, очень и очень рекомендую туда наведаться. Так мы увиделись с Аделью во второй раз.

Говорят, что Б-г любит троицу. И точно. В лос анжелесском музее Гетти проходила выставка рисунков Климта. Какой же он был потрясающий рисовальщик, смотреть на его работы - наслаждение... В одном из залов показывали короткий фильм о Климте, висели его рисунки, эскизы, наброски, а рядом подробные тексты, объясняющие, тот или иной период в жизни художника, историю создания, а справа маленькие фотографии картины, что было, и что стало. Там же наброски к моей любимой Адели, потрясающей и загадочной.

Вот она магия живописи, от карандашной линии, к Даме завораживающей красоты !







Использованы материалы из википедии, а также из англоязычных источников.

Posts from This Journal by “искусство” Tag

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
zanzam
Aug. 20th, 2015 06:10 pm (UTC)
Интересные у него картины. Я часто в отделе искусства на работе около его альбомов застреваю:)
А здешние врачебные кабинеты оченно любют геометрические абстракции Кандинского. Ничего так, не раздражает:)
sbforever2009
Aug. 20th, 2015 06:35 pm (UTC)
Надо будет нам с тобой написать научный трактат о настенной живописи в гинекологических кабинетах :)
(no subject) - zanzam - Aug. 20th, 2015 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sbforever2009 - Aug. 20th, 2015 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zanzam - Aug. 20th, 2015 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sbforever2009 - Aug. 20th, 2015 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zanzam - Aug. 20th, 2015 07:43 pm (UTC) - Expand
sobaka_zlaja
Aug. 20th, 2015 06:30 pm (UTC)
Глядя на творения Климта никак не могу отвязаться от мысли, что он рисовал мертвых. Люди красивые, но неживые. Как-то так.
sbforever2009
Aug. 20th, 2015 06:32 pm (UTC)
Климт достаточно условен. В смысле, он приверженец своего времени, эпохи арт-нуво. .. Тогда все так рисовали, вытянуто, с позой...
(no subject) - sobaka_zlaja - Aug. 20th, 2015 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sbforever2009 - Aug. 20th, 2015 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sobaka_zlaja - Aug. 20th, 2015 07:26 pm (UTC) - Expand
galya_malyavina
Aug. 20th, 2015 06:31 pm (UTC)
Ох, как мне нравится эта Адель. Вообще, с возрастом поняла, что нужно очень постараться, чтобы заслужить это "самодовольная и элегантная". Надо стремиться.
sbforever2009
Aug. 20th, 2015 06:34 pm (UTC)
Меня абсолютно восхищает эта история. фу ты, я ж забыла написать в посте самое главное.
У Адели и Климта же был роман...

Щаз поставлю update....
(no subject) - sbforever2009 - Aug. 21st, 2015 05:28 pm (UTC) - Expand
mar_mi
Aug. 20th, 2015 06:56 pm (UTC)
вот прямо щяз смотрю фильм " Климт" с Малковичем в гл.роли. Красиво снят. Климт шикарный живописец, певец золота и красоты
sbforever2009
Aug. 20th, 2015 06:58 pm (UTC)
оооо!!! Как мы с тобой синхронизировались!
mar_ya28
Aug. 20th, 2015 07:25 pm (UTC)
Сложно забыть или спутать с кем-то.
Про Мунка в гинекологии поржала))) В родильном отделении надо вешать)
sbforever2009
Aug. 21st, 2015 05:28 pm (UTC)
В родильном отделении надо вешать)
Чтоб не расслаблялись :)
oduvaha
Aug. 20th, 2015 07:26 pm (UTC)
А ВОТ ОГРОМНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО ЗА ССЫЛКУ!
И ЗА РАССКАЗ, КОНЕЧНО ЖЕ)

ой, капслок случайно, но переписывать лень
lena_yarosh
Aug. 20th, 2015 07:27 pm (UTC)
Ты рассказала о моей самой любимой картине Климта! "Золотая Адель" и "Юдифь" для меня круче его "Поцелуя".
sbforever2009
Aug. 21st, 2015 05:29 pm (UTC)
угу. И я, и я, того же мнения!
Ирина Ершова
Aug. 20th, 2015 07:45 pm (UTC)
вспоминая медицинские заведения..... да ! висят импрессионисты ! )) как ты говоришь - "розовощекие девочи Ренуара" )))
а у зубного врача музыка "техно".... - придурковатая ((((
sbforever2009
Aug. 21st, 2015 05:30 pm (UTC)
у моих зубных расслабляющая играет. Diana Krall, Gypsy Kings and etc ;).
Natalia Ganitseva
Aug. 20th, 2015 08:06 pm (UTC)
Обожаю Климта, особенно его "Поцелуй".
sbforever2009
Aug. 21st, 2015 05:31 pm (UTC)
да, он прекрасен и его ни с кем не спутаешь :)
kuzulka
Aug. 20th, 2015 09:01 pm (UTC)
Климт очень необычный. У меня он вызывает двойственные чувства.
sbforever2009
Aug. 21st, 2015 05:32 pm (UTC)
двойственные чувства
какие?
Re: двойственные чувства - kuzulka - Aug. 21st, 2015 06:12 pm (UTC) - Expand
Re: двойственные чувства - kuzulka - Aug. 21st, 2015 06:29 pm (UTC) - Expand
marinara03
Aug. 20th, 2015 09:03 pm (UTC)
Если помнишь, я вообще с "Абсентом" Дега в одной палате лежала))) http://marinara03.livejournal.com/154461.html
sbforever2009
Aug. 21st, 2015 05:33 pm (UTC)
ага, помню прекрасно!!!
natalitencate
Aug. 20th, 2015 10:04 pm (UTC)
Климта я даааавно люблю! Еще Муху , да и весь Модерн.
sbforever2009
Aug. 21st, 2015 05:34 pm (UTC)
и я, очень люблю все деко!
rider3099
Aug. 20th, 2015 10:10 pm (UTC)
Ты знаешь, на его Адель можно смотреть целый день. Невозможно оторваться
sbforever2009
Aug. 21st, 2015 05:35 pm (UTC)
про Климта
да, он производит магическое действие на наши неокрепшие души - ыыыыыыыыыыыы
kosolobik
Aug. 20th, 2015 10:29 pm (UTC)
Вот я темная!!! Я про Климта и не знала. А тут столько всего!!! Так можно и образование в жж получить!
Адель волшебная... Я пошла покрупнее погуглила... Вот теперь я сколько знаю!
sbforever2009
Aug. 21st, 2015 05:34 pm (UTC)
хехе, я радая, что тебе понравилась история!
sbtoarizona
Aug. 20th, 2015 11:56 pm (UTC)
Спасибо за ссылку!
(Так держать, товарисч!) 😊
sbforever2009
Aug. 21st, 2015 05:33 pm (UTC)
отдает честь :)
(no subject) - sbtoarizona - Aug. 21st, 2015 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sbforever2009 - Aug. 21st, 2015 10:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sbtoarizona - Aug. 21st, 2015 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sbforever2009 - Aug. 21st, 2015 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sbtoarizona - Aug. 21st, 2015 10:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sbforever2009 - Aug. 21st, 2015 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sbtoarizona - Aug. 21st, 2015 10:50 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

deafult pic
sbforever2009
sbforever2009

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek